5 секретов ночной фотосъемки

5 Секретов ночной фотосъемки

ночная фотосъемка
ночная фотосъемка

Сразу определимся, что же называть ночной съемкой. Это съемка архитектуры, природных ландшафтов, видов города и ночного неба… Прошу сюда не относить съемку подруги ночью у подъезда со вспышкой. Портреты в условиях низкой освещенности вообще лучше не пытаться снимать обычными методами.

Сразу поспешу развеять два мифа, навеянных любителям-мыльничникам маркетологами производителей фототехники.


Миф первый — Для съемки в темноте нужен светосильный объектив.

Это неправда. Светосильный объектив не обязателен. Я не буду говорить, что он вообще для ночной съемки не нужен. Так получается, что светосильные объективы в большинстве случаев, сделаны более качественно и дают более резкую картинку. Поэтому если он у вас есть, то вы и без моих советов, наверняка, знаете как его использовать. Но мысль из сказанного выношу такую — для ночной съемки вполне годится обычный объектив KIT 18-55. Опять же, не буду говорить «любой», зная сколько откровенного хлама лежит на барахолках по 500р и все это через переходники можно поставить на современную камеру. Фокусное расстояние подбираем по вкусу и композиции.

Миф второй — Нужна камера, у которой можно поставить больше значение ISO

Тоже неправда. Для съемки ночных пейзажей огромную светочувствительность устанавливать не придется. Вполне будет достаточно значений 50, 80, 100.

Выход в ночь

Теперь подготовимся к выходу в ночь и проверим технику.

  • Годится практически любая камера способная отработать ручную выдержку. На камерах это обозначается “BULB” или “B”. (если это не понятно то читаем инструкцию к камере)
  • Штатив нужен. Безусловно, на первое время можно обойтись и без него, используя подручные средства в виде столбиков забора, каменных парапетов и т д. Штатив нужно выбирать не в интернет-магазинах, а приехать в розничный магазин и потрогать его. Всего скорее придется немного увеличить предполагаемый бюджет. Стоимость штатива складывается из самого штатива (ноги) и головки. Головка это непосредственно «посадочный» механизм для камеры. Головки бывают разных конструкций. Для нашего случая подойдет любая головка и средний по весу штатив. Монопод ночью пригодится разве что для обороны от врагов, для съемки он не подходит. И еще, не покупайте карманные штативы в магазинах мобильных телефонов. Обратите внимание на штативы Манфротто, Гитзо и только в условиях жесткого бюджета смотрите на Слик и Уномат.
  • Тросик спусковой. Подойдет любой: механический, электронный проводной, беспроводный ИК, радио. Главное, чтобы вашей системой можно было отработать длительную выдержку. Если тросика нет – ничего страшного, обойдемся и без него.

Обычно больше из техники ничего не нужно.

ночная фотосъемка
ночная фотосъемка

Теперь разберем самое главное – экспозицию.

Я уже сказал, что использовать будем низкие значения светочувствительности. Делаем осознанно следующие манипуляции:

  • Переводим камеру в режим ручного управления М.
  • Устанавливаем самое низкое значение ИСО. (например 100)
  • Устанавливаем диафрагму 8 или 11. (Именно поэтому нам и не требуется светосильный объектив).

Единственный параметр, которым будем рулить — это выдержка. Мы все делаем для того, чтобы выдержка получилась длительная.
А именно – достаточно зажатая диафрагма 8, 11 – для достаточной глубины резкости. ИСО100 для низких шумов. Все это создаст экспонометрическую предрасположенность к длинной выдержке. Теперь становится понятно, зачем нам нужен штатив. При ночной съемке выдержка 10, 20, 30 секунд – обычное дело.

Итак, мы на месте. Камера установлена на штатив. Композиция определена. Все предварительные установки выполнены. Теперь мы должны определить необходимую выдержку. Выдержка может колебаться от секунды до 120секунд. Поэтому рекомендую, вначале съемки сделать ступенчатую пробу. Ориентироваться надо на следующие значения:
При ISO100 и диафрагме 11

  • Ночной город – 60 сек
  • Вечерний город в сумерках — 1 сек.
ночная фотосъемка
ночная фотосъемка

Делаем пробу грубо: 2 сек, смотрим результат. В зависимости от этого самого результата: темно/светло делаем поправку на выдержку – 1 сек или 4 сек. И так далее. После трех попыток даже начинающий найдет правильную. Категорически не рекомендую пользоваться встроенным экспонометром. Экспонометр вещь нужная и полезная. Но использование экспонометра ночью возможно только с должным опытом, потому как экспонометр выдает такие значения выдержки, при которых вся наша ночная картина с огоньками и шлейфами автострад превращается в 13% серую кашу. (прим.ред. Копипастеры внимание! раньше было значение 18% !, попутал с НДС и исправился 🙂
Правильно найденное значение выдержки будет еще актуально минут 30 вечером и 1-2 часа ночью. После, выдержку желательно подкорректировать.
После нескольких ночных выходов у вас сложится свое понимание вопроса выдержки, поэтому ничего не говорю про размазанные в длинные красные макароны фары машин, шлейфы от звезд и тарелок НЛО.
Сложив все выдержки и время подготовки получаем не слишком шустрое хобби ))) Поэтому брать с собой замерзшую и ноющую подружку не рекомендуется.

Автофокус ночью

Не насилуйте его. Ставьте камеру в режим мануальной фокусировки. В общем, тут все как днем при съемке пейзажей. Чтобы чуть добавить объема, фокус наводим на какой-нибудь объект расположенный на половине расстояния до самого дальнего объекта. А не на бесконечность!!! ( Удивляюсь, но многие опытные, те, кто часами могут рассказывать о ГРИП, АФ и прочую матчасть, этого не знают и не делают). Если трудно вручную навестись, то включаем АФ, ловим этот самый средний объект, выключаем АФ и больше ничего не крутим )) Все что написано в абзаце справедливо для зажатой диафрагмы до 8 или 11, потому как при открытой дыре пейзажи не снимают, а сильно закрытая до 16,22 в современных цифровых камерах ни к чему хорошему не приводит и резкость только снижает.

Теперь немного о тонкостях. Проверены временем и опытом множества фотографов часы наиболее успешной съемки ночных ландшафтов и городских видов. Это время приблизительно 30-45 минут после заката солнца или перед восходом. Это и есть «режимное» время. Время это ценно равенством количества света с неба и искусственного освещения. Почти все буклетные и рекламные фотографии ночных городов делаются в это время. Именно в это время одинаково выразительно будет смотреться и небо, и фонарь, и вывеска «МОЛОКО» попавшего в кадр магазина. Когда «режимное» время ушло, наступает ночь и приходит время контрастных кадров (желтые пятнышки фонарей на черном фоне). В каждой полосе и в разное время года «режимное» время разное. Следите за окружающей природой и, даже без камеры будете наслаждаться этим периодом существования человечества.

ночная фотосъемка
ночная фотосъемка

И последнее. Надеюсь, большинство из вас уже оценили преимущество съемки в RAW. Ночную съемку нужно обязательно проводить в РАВ! При конвертации обратите внимание не только на контраст и резкость, но и на баланс белого. Поиграйте с разной цветовой температурой, даже самые крайние значения могут дать завораживающий эффект.

Добавить комментарий